21 октября 2020 г. в ЧДМШ №1 им. С.М. Максимова состоялся открытый урок преподавателя вокально-хоровых дисциплин, заслуженного работника культуры Чувашской Республики, Марины Владимировны Маковеевой (концертмейстер Юлия Валериевна Пушкова) по теме: «Использование элементов художественного движения по системе Л. Алексеевой на занятиях хора».
Какими должны быть первые шаги в мир хоровой музыки, чтобы пение в хоре стало любимым занятием и, возможно, профессией? Оказывается, это шаги по кругу под ритмичный аккомпанемент и с увлекательной художественной задачей. Их и демонстрировали на открытом уроке ученики М.В. Маковеевой: маршировали «как солдаты и как уточки», изображали голосом и руками «филина в темном лесу», «тянулись к солнышку», гудели «как самолет». Простые, понятные и в то же время увлекательные задания незаметно развеивали напряжение, неуверенность детей. Самые скучные личики вдруг светлели, становились веселыми и хитренькими, когда старались сохранить унисон, а педагог и концертмейстер «мешали», играя на пианино шумные кластерные аккорды. Группа малознакомых детей, а прошел только месяц с начала занятий, выглядела как устоявшийся детский коллектив.
С методикой использования на хоровых занятиях элементов художественного движения по системе Людмилы Николаевны Алексеевой (1890–1964) М.В. Маковеева познакомилась на курсах повышения квалификации в Москве в 1993 году и на своем опыте убедилась в ее эффективности. «Только научившись ходить под музыку, можно скоординировать голосовой аппарат, научиться слышать аккомпанемент и попадать в нужные ноты», - считает Марина Владимировна. Движение под тщательно подобранную образную музыку, сопровождаемую литературным текстом, будит воображение, развивает музыкальное мышление, способствует накоплению интонационно-слухового опыта. Что особенно актуально в 2020 году, выполнение упражнений под музыку, по сути, является дыхательной гимнастикой, помогает развитию правильного дыхания, что значительно уменьшает риск заболеваемости и укрепляет иммунитет растущего человека.
Слушатели, среди которых были преподаватели школ и студенты Чебоксарского музыкального училища, с большим интересом наблюдали за ходом урока, а когда дети разошлись, сами выступили в качестве учеников и с удовольствием выполнили несколько элементов движения по методике, которая, безусловно пополнит их педагогическую копилку.
Хочется поблагодарить Марину Владимировну за прекрасно организованный, сбалансированный по теоретическому и практическому материалу, наглядный и вдохновляющий урок!
Преподаватель Т.А. Иванова