Социальный проект «Музыкальный ручеек» Чебоксарской детской музыкальной школы №1 им. С.М. Максимова продолжается не один год. В рамках этого проекта учащиеся ЧДМШ №1 им. С.М. Максимова под руководством педагогов ведут активную концертную деятельность в дошкольных учреждениях города Чебоксары.
Преподаватели и учащиеся ЧДМШ №1 им. С.М. Максимова систематически проводят концерты и музыкально-театрализованные представления для дошкольников в детских садах столицы Чувашии. Эти мероприятия крайне важны и нужны: они проводятся в целях ознакомления малышей с музыкой, с концертной деятельностью их сверстников, выявления способных и одарённых ребят с последующим приглашением учиться в музыкальную школу. В то же время юные музыканты учатся выступать перед публикой, овладевают навыками публичного выступления. Эти мероприятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, предоставляют возможность юному музыканту продемонстрировать собственные умения и навыки, повышают самооценку ребенка.
Встречи-концерты юных музыкантов и малышей очень важны как для учащихся музыкальной школы, так и для воспитанников детского сада, поскольку предоставляют юным артистам возможность самовыражения, а детям дошкольного возраста – возможность выбрать в будущем творческое занятие по душе.
Для учащихся ДМШ №1 им. С.М. Максимова концертные выступления на импровизированных концертных площадках давно стали привычными. Юные музыканты любят и умеют выступать в концертных программах разного уровня. Это может быть как и концерт классической музыки в стенах родной школы, так и на тематических площадках в дни общегородских или общереспубликанских мероприятий. Но выступления перед малышами имеют особое значение, особую прелесть. Маленьких зрителей не заставить сидеть и слушать музыку насильно, малышей можно только увлечь, заинтересовать. Именно поэтому концертная деятельность для самых маленьких зрителей имеет свою специфику, которую необходимо учитывать как при составлении репертуара, так и для восприятия музыкального материала, т.е. знакомства с тем или иным музыкальным инструментом. Легкие характерные пьесы небольшой продолжительности лучше всего характеризуют тот или иной музыкальный инструмент. А безупречное исполнение этого произведения на музыкальном инструменте только усиливает положительный эффект. Внешний вид юного музыканта, его уверенность и артистизм также имеет немаловажное значение.
По опыту практической работы необходимо отметить тот немаловажный факт, что как учащиеся школы, так и малыши детского сада должны быть настроены на слушание музыки, иметь так называемый творческий задел. И тут немаловажная роль отводится ведущему. Именно ведущий мероприятия проводит подготовительную работу: настраивает юного исполнителя на успешное выступление и подготавливает маленьких слушателей к внимательному восприятию выступления. Аплодисменты, улыбки, подбадривающие жесты ведущего способствуют созданию творческого настроя юного исполнителя. Творческая атмосфера в зале способствуют созданию дружественной ауры, способствует лучшему восприятию выступления и дает позитивный настрой всем участникам процесса. Не случайно малыши во время таких моментов начинают подпевать исполнителям, хлопать в ладоши, а зачастую и подтанцовывать. Важно закрепить этот момент среди присутствующих, с тем, чтобы юный музыкант почувствовал собственную успешность, а малыши имели возможность закрепить чувство радости и восторга перед звучащим музыкальным инструментом.
В ходе концертной программы перед малышами, как правило, целесообразно представить разные музыкальные инструменты: блокфлейта, баян, скрипка, фортепиано, гитара, флейта и др. Разнообразие музыкальных инструментов, их внешний вид и звучание, а к тому же и игра на этих инструментах почти сверстников, несомненно, станет интересной и познавательной каждому малышу. Сформировать желание «Я хочу», «Я могу», «Я буду также играть» - вот основная задача концертных выступлений учащихся музыкальной школы перед воспитанниками детских садов.
Концерты в детских дошкольных учреждениях традиционно проходят на большом эмоциональном подъеме, в позитивном настрое, к общему удовольствию всех присутствующих в зале. Поэтому ученики ЧДМШ №1 им. С.М. Максимова с удовольствием выступают в таких концертных программах. Только в нынешнем учебном году мои ученики принимали участие в пяти концертных выступлениях на разных мероприятиях, в том числе и перед воспитанниками детских дошкольных учреждений города Чебоксары.
Долголетний опыт практической работы дает мне уверенность утверждать, что практику активной концертной деятельности учащихся музыкальных школ следует поддерживать и приумножать. Популяризация дополнительного образования детей и развитие их творческих начал, пропаганда активного музыцирования - всему этому способствует успешно реализуемый социальный проект Чебоксарской детской музыкальной школы №1 им. С.М. Максимова «Музыкальный ручеек».
Преподаватель ЧДМШ №1 им. С.М. Максимова Л.И. Лобачкова