В Чебоксарской детской музыкальной школе № 1 им. С.М. Максимова продолжает работу очередная выставка рисунков. Фойе школы вновь украсили творческие работы учащихся, занимающихся в классе слушания музыки. На этот раз выставка посвящена сразу нескольким темам, с которыми познакомились ученики 1 и 2 класса – «Марши», «Детский альбом» Чайковского», «Правила поведения в концертном и театральном зале».
Юные слушатели музыки всегда с удовольствием превращаются в художников и стремятся выразить свои музыкальные впечатления с помощью красок, графических линий, живописных образов.
Ученики первого класса в своих творческих работах продемонстрировали знакомство с маршем и знание особенностей этого жанра. В их рисунках нашли отражение чёткий ритм шага, приподнятое, бодрое настроение маршевой музыки, различные виды маршей: военный (марш «Прощание славянки»), детский («Марш деревянных солдатиков» Чайковского), сказочный («Марш Черномора» Глинки), церемониальный («Свадебный марш» Мендельсона), спортивный («Футбольный марш» Блантера).
После знакомства с «Правилами поведения в концертном и в театральном зале» ребятам захотелось поделиться своими знаниями с другими школьниками и их родителями. На их рисунках можно увидеть не только изображение сцены, зрительного зала и зрителей, но и прочитать советы, как подобает вести себя настоящим слушателям и зрителям на концерте или в театре.
Наибольшую часть выставки составили иллюстрации юных музыкантов к пьесам из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. В рисунках, посвящённых «Детскому альбому», ученики первого и второго классов отразили то, что они узнали о жизни дворянских детей далёкого 19 века. Каждый день детей тогда начинался и заканчивался молитвой («Утренняя молитва», «В церкви»). Мама была для них воплощением идеала, красоты и женственности, она излучала свет, доброту, спокойствие, нежность. Дети понимали: дом – это место, где каждого поймут, поддержат, помогут («Мама»). Дворянские дети умели справляться с плохим настроением, тревожностью и не просто играли в игры, а придумывали интересные увлекательные сюжеты, благодаря чему игра превращалась в целое приключение («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла»). В течение долгого зимнего дня они не только играли, но и занимались бальными танцами, слушали в исполнении мамы на рояле песенки разных народов и совершали мысленные путешествия в далёкие страны («Неаполитанская песенка»), одновременно приобщаясь к музыкальному искусству и получая знания по географии и истории. С любопытством наблюдали за крестьянским весельем, с большим интересом слушали русские сказки из уст няни-крестьянки («Баба-Яга»). Но как бы ни нравилась им русская зима с её праздниками, детскими балами, подарками («Зимнее утро»), они ждали весну и любили мечтать («Песня жаворонка»).
Задание «нарисовать музыку» дети всегда воспринимают с энтузиазмом. Такая творческая работа очень ценна для общего и музыкального развития учеников: она «включает» память, воображение, эмоциональность детей, способствует развитию образного мышления, позволяет расширить кругозор и создать «фонд» музыкальных впечатлений и знаний юных музыкантов.
Организаторами выставки стали преподаватели слушания музыки Григорьева Светлана Владимировна и Краснова Валентина Михайловна. Они благодарят юных художников и их помощников-родителей, а также приглашают всех желающих ознакомиться с выставкой и оценить творчество учащихся.
Краснова В.М., Григорьева С.В.