10 февраля 2024 года в Чебоксарской детской музыкальной школе №1 им. С.М. Максимова состоялся открытый урок преподавателя фортепианного отделения, заслуженного работника культуры Чувашской Республики Ткаленко Игоря Владимировича на тему «Работа над полифонией в классе фортепиано». Игорь Владимирович поделился с коллегами своим опытом преподавания клавирных сочинений эпохи барокко на примере работы над Прелюдией и фугой до-минор И.С. Баха.
В программе обучающихся игре на фортепиано в детских музыкальных школах есть обязательный раздел, который так и называется – полифония. Репертуар этого раздела состоит преимущественно из произведений, написанных в эпоху барокко, когда полифонический стиль в музыке был главенствующим.
Сложность преподавания музыки эпохи барокко обусловлена, главным образом, тем, что многие особенности мироощущения и мировосприятия человека XIII века непонятны для современного человека. Нам сложно подчас даже приблизительно понять и почувствовать, какие конкретно эмоции хотел выразить или, точнее, изобразить композитор той далекой эпохи в своих произведениях. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать, например, записи одних и тех же произведений И.С. Баха, сделанные разными исполнителями.
Поэтому главная педагогическая задача при обращении к музыке Баха состоит не столько в том, как научить, а в том, чему научить. Главная проблема заключается не столько в педагогике и методике, сколько в понимании стиля и умении грамотно прочесть нотный текст. Сложность прочтения нотного текста эпохи барокко обусловлена тем, что нотная запись в то время была весьма условной и не конкретной. Кроме того, барочная традиция была эстетически отвергнута и поэтому практически утрачена в эпоху классицизма. В отношении наследия И.С. Баха ситуация усугубилась тем, что его музыка была, как известно, на долгие годы практически забыта и открыта заново для исполнителей и слушателей лишь в эпоху романтизма. А поскольку романтическая традиция как раз остается непрерывной, предаваемой от учителя ученику буквально «из рук в руки», то и многочисленные черты романтического подхода продолжают жить до сих пор.