7 декабря 2022 года в Чебоксарской детской музыкальной школе №1 им. С.М. Максимова состоялся мастер-класс преподавателя, концертмейстера Бажиной Марии Владимировны совместно с ученицей 2 класса Золотовой Ниной на тему «Работа над полифонией в классе фортепиано».
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Мария Владимировна вместе с ученицей работали над произведением Д.Г. Тюрка «Аллегро». Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения. Важнейшая характерная черта полифонии — наличие нескольких одновременно звучащих и развивающихся мелодических линий — определяет и главную задачу учащегося: необходимость слышать и вести каждый голос полифонического произведения в отдельности и всю совокупность голосов в их взаимосвязи. Ученик начинает знакомство с полифонией с первых лет занятий, благодаря чему к старшим классам школы обычно приобретает определенные навыки работы.
В двухголосном сочинении надо серьезно работать над каждым голосом — уметь вести его, ощущая направленность развития, применять нужные штрихи. Необходимо чувствовать и понимать выразительность каждого голоса и при их совместном звучании. Ученику должно быть известно, что в разных голосах, в соответствии с их выразительным смыслом и мелодическим рисунком, фразировка, характер звучания, штрихи могут быть (и часто бывают) совсем различными. Это требует не только внимательного вслушивания, но и специальной работы. Общее звучания поставит перед учеником задачу и тембрового выявления звуковой линии.
После того, как учащийся разобрал пьесу, уловил ее характер, можно перейти к технической работе над теми или иными ее деталями, разучить каждый голос отдельно. Полезно даже выучить их на память: они вполне самостоятельны и, будучи исполнены порознь, звучат достаточно выразительно. Сыграть отдельно мелодию и исполнить ее содержательно для некоторых пианистов не легче, а иногда и труднее, чем играть ее вместе с аккомпанементом. Для понимания полифонического произведения и осмысленности работы учащемуся необходимо с самого начала представлять себе его форму, тему и ее характер, слышать все ее произведения.
Мария Владимировна вместе с ученицей упорно работали над полифонией. Старались показать прекрасную фактуру, яркость, красочность динамики, разнообразие штрихов.
В конце занятия, Мария Владимировна вместе с Золотовой Ниной сделали полезное упражнение на свободу рук «Кукла балерина в витрине магазина».
Бажина М.В.