» » 27 января прошел открытый урок в онлайн - формате Треповой Татьяны Ивановны с учеником 8 класса Кудаевым Рафаэлем и концертмейстером Бажиной Марией Владимировной
27 января прошел открытый урок в онлайн - формате Треповой Татьяны Ивановны с учеником 8 класса Кудаевым Рафаэлем и концертмейстером Бажиной Марией Владимировной
27 января прошел открытый урок в онлайн - формате Треповой Татьяны Ивановны с учеником  8 класса Кудаевым Рафаэлем и концертмейстером Бажиной Марией Владимировной

  27 января прошел открытый урок в онлайн - формате Треповой Татьяны Ивановны с учеником  8 класса Кудаевым Рафаэлем и концертмейстером Бажиной Марией Владимировной.

  Тема урока: «Работа над штрихами в музыкальном произведении в классе скрипки» на примере концерта e-moll, III часть А. Комаровского.

  Вначале урока устанавливаем: какая форма у произведения. В данном случае - это развёрнутая форма рондо с расширенными эпизодами и большой кодой. Рефрены концерта написаны в танцевальном ритме. На это указывают подчёркнутые ноты сильной и относительно сильной доли и обязательно в следующем такте на слабую долю акцент. Причём, как бы не изменилось главная партия рефрена, эта формула остается неизменной.   

  Анализируя данное произведение, в котором встречаются сложные приемы (штрихи) и двойные ноты, хочется сделать рекомендации по его исполнению. Все сложные приемы всегда учим в определённой последовательности:

  а) правой рукой учим приемы (штрихи) отдельно на открытых струнах;

  б) левую руку (текст) учим  смычком самыми простыми штрихами: легато и деташе. Здесь есть важный нюанс: обязательно играем в той части смычка, где будет играться данный эпизод в оригинале;
  в) играем двумя руками.

  Штрих стаккато вверх смычком (т.е. стаккато с легато) - это виртуозный штрих, доставляющий много «головной боли» скрипачам. Учим его в той же последовательности:

  а) открытая струна. Стаккато играем нижней частью смычка. Но! Смычок доводим до середины, цепляем первую ноту и так подцепляем каждую ноту. На каждую ноту нужно использовать очень маленький отрезок смычка, чтобы не оказаться у самой колодки. Там штрих не получается! Рука должна быть натренирована на открытой струне, исполнять определённый ритмический рисунок;

  б) в левой руке в это время учим текст легато по две ноты на смычок в нижней части смычка, но ближе к середине, подчёркивая легато вниз и вверх смычком. Здесь выучиваем переходы аппликатуры, т.к. работаем над интонацией. Это тоже кропотливая работа;

  в) когда каждая рука освоила приемы исполнения, учим текст, как написано. Это всегда дает стабильное исполнение текста.

  Двойные ноты в произведении учим исходя из принципа – от простого к сложному:

  а) возрастает нагрузка на левую руку, надо больше работать над интонацией;

  б) правая рука должна помогать левой: распределение смычка – играть в определённой части смычка;

  в) делаем акценты, чтобы левая рука смогла чисто сыграть двойную ноту.

  Есть золотое правило скрипачей: «Грехи левой руки всегда можно прикрыть правой рукой. Грехи правой руки не прикрыть ничем».

  Правая рука – это ведущая рука у скрипачей. Она отвечает за штрихи и кантилену. Игра происходит в нужное время для данного эпизода части смычка. Это и есть распределение смычка.

  Музыкант, который освоил смычок, это состоявшийся скрипач, поэтому работа над распределением смычка, штрихами является основной, не принижая при этом важности воспитание двигательного процесса левой руки.

 

                                                               Матросова Н.С.,  Бажина М.В., Трепова Т.И.

27 января прошел открытый урок в онлайн - формате Треповой Татьяны Ивановны с учеником  8 класса Кудаевым Рафаэлем и концертмейстером Бажиной Марией Владимировной

38-07-06, 89379500706 - Приемная
27-68-46, 89379500684 - Вахта
89379500690 - Зам. директора административно-хозяйственной части
370985, 89373700985 - Зам. директора по образовательной, методической и информационной работе
89379500687 - Зам. директора по общим вопросам
Е-mail: notke7@mail.ru