18 марта 2024 года исполнилось 180 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова. В этот день уроки сольфеджио и слушания музыки в 1(8) классе были посвящены знаменитому композитору-сказочнику. Главные герои произведений Римского-Корсакова – весенней сказки «Снегурочка», оперы-былины «Садко», «Сказки о царе Салтане» – ребятам уже знакомы. На материале этих опер и проводились занятия.
На сольфеджио ученики услышали тему светляков из «Снегурочки» и определяли её главные интервалы. Ими оказались тритоны, но звучали они непривычно: таинственно, хрустально, волшебно, мерцающе. Кроме того, ребята узнали, что в музыке существует особая гамма – «гамма Римского-Корсакова», построенная по принципу «тон, полутон». Они сделали вывод, что она гораздо труднее до-мажорной гаммы и звучит интересно, сказочно. В конце урока на ударных шумовых инструментах был исполнен ритмический аккомпанемент к хору «Прощай, масленица» из оперы «Снегурочка».
На уроках слушания музыки дети вспомнили уже известные и узнали новые факты из жизни композитора, например, о том, что Римский-Корсаков был не только композитором, но и дирижёром, и профессором консерватории, а жизненный путь его начался с профессии моряка. Будучи морским офицером, он даже совершил трёхлетнее кругосветное путешествие. Удивило ребят сообщение о том, что Николай Андреевич обладал необычным «цветным» слухом – звучание музыки представлялось ему в разных цветовых сочетаниях. Так, музыку в тональности Ми мажор он «слышал» в синем цвете, поэтому часто картины любимого моря в своих произведениях он «изображал» именно в этой тональности.
Портрет Н.А. Римского-Корсакова кисти В. Серова познакомил учеников с личностью серьёзного, но очень увлечённого своей работой творца. Художественные образы русских художников помогли первоклассникам также вспомнить знакомых героев из опер музыканта-сказочника, с увлечением рассматривали они картины В. Васнецова «Снегурочка», М. Врубеля «Царевна-Лебедь», находя необычные, «фантастические», детали в их изображении. А прослушав знаменитый «Полёт шмеля», ребята познакомились с новым музыкальным жанром – как оказалось, «полёт» и «жужжание» композитору удалось изобразить с помощью жанра виртуозного этюда.
В завершение занятия юные слушатели назвали три самые любимые вещи Римского-Корсакова в жизни – море, музыку, сказки.
Краснова В.М., Григорьева С.В.