» » Состоялся открытый урок по фортепиано на тему «Работа над полифонией И. С. Баха», преподавателя Яковлевой М.С.
Состоялся открытый урок по фортепиано на тему «Работа над полифонией И. С. Баха», преподавателя Яковлевой М.С.

  В открытом уроке приняла участие Архуткина Елизавета, ученица 3 класса фортепианного отделения. Она исполнила «Полонез» №19  g-moll из Нотной тетради А. М. Бах. «Нотная тетрадь анны Магдалены Бах» (датируется 1725 годом) предназначалась для домашнего музицирования и обучения детей игре на инструменте. Эти пьесы были записаны женой Баха, Анной Магдаленой. В нотную тетрадь вошли основные основные музыкальные жанры – танцы, марши, песни (арии) – три кита, о которых говорил Кабалевский, на которых строится вся музыка.

  Полифония - это многоголосие, одновременное звучание –двух  и более голосов на основе функционального равноправия. Полифоническое мышление развивают на всех отделениях музыкальной школы. В хоре учатся петь каноны, народные песни с подголосками, а затем 2-х и 3-х голосные произведения.

  Полифонические произведения также можно играть на разных инструментах - на скрипке, на баяне, и, конечно же,  на рояле. Именно для клавишных инструментов написано огромное количество полифонических произведений Баха.

  В начале занятия с ученицей вспомнили, что такое Полонез. Полонез – это торжественный танец-шествие, открывающий бал. Эту пьесу отличает точный,  активный и сосредоточенный ритм. После того, как ученица исполнила произведение наизусть, проводилась работа над полифонией.  На занятии использовались «классические» приемы работы над полифонией в классе фортепиано: на разных инструментах, где преподаватель  и ученик совместно исполняет произведение. Также отлично зарекомендовал себя метод работы -  петь один голос, а играть другой.  Отрывками можно исполнять  правую руку на 2 октавы выше, чтобы разграничить и увеличить расстояние между голосами, тем самым лучше их услышать .

  Акцентируем внимание на том, что большое количество времени следует уделять игре отдельно руками, слушая горизонталь и вертикаль голосов - задержания, сплетения голосов, интервалы и аккорды. На занятии было уделено время работе над интонационной выразительностью, над ладо-гармонической изменчивостью, красочностью звучания. Не смотря на то, что данная пьеса - фортепианная миниатюра, в ней явно просматриваются черты 3 частности.

  Отельным разговором идет понятие стилистического исполнения музыки эпохи барокко, в частности, Баха. Детям свойственна некоторая «попсовость» исполнения старинной музыки. Но музыке Баха чужды сентиментальность, вялость, «простецкость». Все чувства в музыке Баха погружены в атмосферу мужественности, а иногда - суровости. Звук должен быть собранным и крепким, но певучим.

  В целом, работать над полифонией Баха с учащимися - очень благодарная  и интересная работа. Развиваются все аспекты исполнительского мастерства  юного музыканта. Гениальный композитор, пианист и дирижер Роберт Шуман сравнивал музыку Баха с Библией.

  Завершить хочется словами  известной  пианистки: «Жизнь, где есть музыка И.С. Баха – благословенна».

                                   Яковлева М.С.

Состоялся открытый урок по фортепиано на тему «Работа над полифонией И. С. Баха»,  преподавателя Яковлевой М.С.

 

 

38-07-06, 89379500706 - Приемная
27-68-46, 89379500684 - Вахта
89379500690 - Зам. директора административно-хозяйственной части
370985, 89373700985 - Зам. директора по образовательной, методической и информационной работе
89379500687 - Зам. директора по общим вопросам
Е-mail: notke7@mail.ru