В открытом уроке приняла участие Архуткина Елизавета, ученица 3 класса фортепианного отделения. Она исполнила «Полонез» №19 g-moll из Нотной тетради А. М. Бах. «Нотная тетрадь анны Магдалены Бах» (датируется 1725 годом) предназначалась для домашнего музицирования и обучения детей игре на инструменте. Эти пьесы были записаны женой Баха, Анной Магдаленой. В нотную тетрадь вошли основные основные музыкальные жанры – танцы, марши, песни (арии) – три кита, о которых говорил Кабалевский, на которых строится вся музыка.
Полифония - это многоголосие, одновременное звучание –двух и более голосов на основе функционального равноправия. Полифоническое мышление развивают на всех отделениях музыкальной школы. В хоре учатся петь каноны, народные песни с подголосками, а затем 2-х и 3-х голосные произведения.
Полифонические произведения также можно играть на разных инструментах - на скрипке, на баяне, и, конечно же, на рояле. Именно для клавишных инструментов написано огромное количество полифонических произведений Баха.
В начале занятия с ученицей вспомнили, что такое Полонез. Полонез – это торжественный танец-шествие, открывающий бал. Эту пьесу отличает точный, активный и сосредоточенный ритм. После того, как ученица исполнила произведение наизусть, проводилась работа над полифонией. На занятии использовались «классические» приемы работы над полифонией в классе фортепиано: на разных инструментах, где преподаватель и ученик совместно исполняет произведение. Также отлично зарекомендовал себя метод работы - петь один голос, а играть другой. Отрывками можно исполнять правую руку на 2 октавы выше, чтобы разграничить и увеличить расстояние между голосами, тем самым лучше их услышать .
Акцентируем внимание на том, что большое количество времени следует уделять игре отдельно руками, слушая горизонталь и вертикаль голосов - задержания, сплетения голосов, интервалы и аккорды. На занятии было уделено время работе над интонационной выразительностью, над ладо-гармонической изменчивостью, красочностью звучания. Не смотря на то, что данная пьеса - фортепианная миниатюра, в ней явно просматриваются черты 3 частности.
Отельным разговором идет понятие стилистического исполнения музыки эпохи барокко, в частности, Баха. Детям свойственна некоторая «попсовость» исполнения старинной музыки. Но музыке Баха чужды сентиментальность, вялость, «простецкость». Все чувства в музыке Баха погружены в атмосферу мужественности, а иногда - суровости. Звук должен быть собранным и крепким, но певучим.
В целом, работать над полифонией Баха с учащимися - очень благодарная и интересная работа. Развиваются все аспекты исполнительского мастерства юного музыканта. Гениальный композитор, пианист и дирижер Роберт Шуман сравнивал музыку Баха с Библией.
Завершить хочется словами известной пианистки: «Жизнь, где есть музыка И.С. Баха – благословенна».
Яковлева М.С.