» » Открытый урок на тему «Работа над штрихами в этюде. Преодоление технических сложностей».
Открытый урок на тему «Работа над штрихами в этюде. Преодоление технических сложностей».

  10 октября 2022 года преподаватель скрипки Трепова Татьяна Ивановна вместе с преподавателем фортепиано Бажиной Марией Владимировной,  провели открытый урок на тему «Работа над штрихами в этюде. Преодоление технических сложностей». Исходным материалом послужил этюд №49 А. Комаровского из сборника «Избранные этюды. Выпуск II». Иллюстрировала ученица 6 класса Клыкова Руфина.

План урока:

  1. Выяснение формы произведения, тональность.
  2. Работа над штрихами и распределением смычка.
  3. Преодоление интонационных трудностей.

  Преподаватели вместе с ученицей выяснили, что в этюде присутствуют рондообразные элементы: рефрен, эпизоды. Но в отличие от 5-частной формы рондо здесь не 3, а 5 произведений рефрена, и каждый рефрен имеет свое отличительное окончание. А эпизодов не 2, а целых 5.

  Татьяна Ивановна с Руфиной начали с 6 рефрена. Выяснилось, что рефрен имеет легкий танцевальный характер, исполняется в нюансе «р». Верхней половиной смычка штрихом – одна восьмая вниз смычком, две легато. Выделяем отдельные ноты – это тема.

Эпизоды в основном исполняются целым смычком. Трудность здесь в том, что нужно заранее подготовить смычок, довести его до колодки, приэтом не нарушая триольность движения.

  Затем снова вернуться к верхней половине смычка. Это все работа над распределением смычка.

  В первом эпизоде смешанный штрих легато-стаккато в нижней части смычка. В третьем эпизоде целым по 3 легато, но вверх смычком надо играть с акцентом. Последний эпизод играется плотным деташе в середине смычка в нюансе «f».

  Этюд не ограничивается штриховыми трудностями. Он отличается сложной интонацией. Здесь полутоновые движения вверх в третью позицию через чередование пустой струны, полутоновые пассажи при помощи скольжения пальцев, сложные модуляции. Все это в триольном движении.

Работа идет по принципу от простого к сложному: сначала выполняем тему из главных нот, потом добавляем остальные ноты, получается опевание темы с отклонениями в разные тональности.

  Работа в таком ракурсе делает учебный материал понятным ученику и доступным.

 

                                            Бажина М.В., Трепова Т.И.

 

38-07-06, 89379500706 - Приемная
27-68-46, 89379500684 - Вахта
89379500690 - Зам. директора административно-хозяйственной части
370985, 89373700985 - Зам. директора по образовательной, методической и информационной работе
89379500687 - Зам. директора по общим вопросам
Е-mail: notke7@mail.ru