Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова настолько необычны, что не могут не вызывать удивления и сопереживания. Поэт, оказавший значительное влияние на развитие русской литературы, музыки, театра, живописи, жестоко поплатился за своё стихотворение «На смерть поэта», посвящённое Пушкину – в 1837 году был сослан в армию на Кавказ, где через четыре года погиб на дуэли в возрасте 26 лет.
210-летию со дня рождения Лермонтова были посвящены уроки музыкальной литературы и сольфеджио в 7 классе. Для ребят стало открытием, как много создал поэт – около 400 стихотворений, 30 поэм, 6 драм, 3 романа. Лермонтов был и талантливым музыкантом: играл на четырёх инструментах (на экзамене в Благородном пансионе при Московском университете исполнил Allegro скрипичного концерта Л. Маурера), замечательно пел, сочинял музыку. Он много и увлечённо занимался живописью, владел четырьмя языками, был сильным шахматистом.
Стихи Лермонтова музыкальны, мелодичны. Его восприятие красоты мира тонко, поэтично («… и звезда с звездою говорит», «…дрожащие огни печальных деревень…», «… мне ландыш серебристый приветливо качает головой» и т.д.). Не случайно композиторы так любили писать музыку на стихи Лермонтова. И всё же трудно поверить, что на его сюжеты создано более двух с половиной тысяч музыкальных произведений!
«Визитная карточка» Лермонтова – это тема одиночества (слова «один», «одиноко» рефреном проходят через его поэзию) и разочарования в жизни («...что же мне так больно и так трудно?...», «...уж не жду от жизни ничего я…», «...он душу младую в объятиях нёс для мира печали и слёз…», «...за каждый светлый день иль сладкое мгновенье слезами и тоской заплатишь ты судьбе», «…и жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, – такая пустая и глупая шутка…»). Стихи Лермонтова – это откровения, обнажающие внутренний мир поэта, и мир этот, увы, неблагополучен.
Уроки, посвящённые Лермонтову, намеренно были проведены в конце ноября, когда в России отмечают День матери, ведь одна из основных причин его ощущения «духовного сиротства» – отсутствие материнского внимания, заботы, любви: мама поэта умерла в возрасте двадцати одного года, когда Мише было всего два года.
На уроке музыкальной литературы семиклассники познакомились с некоторыми фактами биографии Лермонтова, узнали о не очень радостном детстве, о прекрасном образовании, которым озаботилась горячо любившая внука бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, о многочисленных талантах стихотворца. Ребята рассмотрели портреты поэта, написанные его современниками, и отметили его всегда печальный, иногда даже трагический взгляд, полный затаённой душевной боли; увидели несколько живописных работ самого Лермонтова: акварельный «Автопортрет», горные пейзажи, написанные маслом («Вид города Пятигорска», «Кавказский вид с верблюдами», «Воспоминания о Кавказе» и другие).
На уроке сольфеджио ребята пели романсы на стихи Лермонтова «Горные вершины» А. Рубинштейна, «Выхожу один я на дорогу» Е. Шашиной, «Мне грустно» А. Даргомыжского, определяли средства музыкальной выразительности. Например, в романсе «Горные вершины» отметили направление мелодии, «рисующее» очертания горной гряды, преобладание консонансов и «мягких» диссонансов в гармонии, обнаружили «золотой ход валторн». Самым сложным для исполнения оказался романс «Мне грустно» с широкими скачками (в том числе на диссонирующие интервалы) в мелодии, паузами, напряжённо-сдавленной кульминацией.
В конце урока нашли ответ на вопрос: что же успокаивало душу поэта, чем вызваны светлые строки «...с души как бремя скатится, сомненье далеко – и верится, и плачется, и так легко, легко…», «… он душу радует мою…», «… тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе, – и счастье я могу постигнуть на земле…». Таких ответов оказалось три: молитва, любимый портрет, красота природы.
Урок на этом завершился, но с творчеством Лермонтова мы не прощаемся – его произведения ещё не раз ребятам встретятся на уроках сольфеджио и музыкальной литературы. Подготовили и провели занятия преподаватели Краснова Валентина Михайловна и Григорьева Светлана Владимировна.
Краснова В.М., Григорьева С.В.